Тахографы делятся на два вида по географии применения: для поездок по России и за границу. От вида устройства зависит, какой блок защиты устанавливается в корпус контрольного прибора – ЕСТР или СКЗИ.
ЕСТР – блок защиты, который устанавливается в тахографы европейского производства. Оснащение данным блоком российских контрольных приборов запрещено. Аббревиатура «ЕСТР» расшифровывается как «европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств».
Тахографы с ЕСТР-блоками устанавливаются только на транспорт, выпущенный позже 2006 года и соответствующий международным требованиям безопасности и оснащения электроникой.
СКЗИ (средство криптографической защиты информации) – блок защиты, которым оснащаются отечественные контрольные приборы. На вопрос «что такое НКМ в тахографе?» можно ответить, что это как раз СКЗИ-блок, но под альтернативным названием.
НКМ – навигационный криптографический модуль, который хранит информацию в закодированном виде. Для работы с данными потребуется их предварительная расшифровка.
Блок предназначен для использования только на территории РФ, выезд за границу с ним запрещен. Тахографы с СКЗИ-модулями могут устанавливаться на грузовой и пассажирский транспорт любого возраста, который задействован в коммерческих перевозках.
Обязательность установки тахографов с СКЗИ-блоками – требование законодательства РФ. Почти весь транспорт категорий М2, М3 и N2, N3, который передвигается по дорогам общего пользования, должен оборудоваться контрольными приборами. Эта норма прописана в Приказе Минтранса № 440.
Между ЕСТР и СКЗИ-блоками есть различия в электронном наполнении. Европейские блоки имеют минимальную защиту, не оснащаются встроенными датчиками скорости, так как при установке тахографов эта информация снимается с бортового компьютера автомобиля. СКЗИ-блоки полностью автономны, имеют внутри дублированные системы датчиков скорости, положения и требуют подключения только к электронному датчику скорости.
Поэтому контрольные приборы с отечественными модулями защиты могут быть установлены на автотехнику любого возраста. Естественно, с условием того, что транспорт полностью исправен и прошел плановые техосмотры.
Отечественные защитные блоки позволяют закодировать информацию на картах водителя и защитить ее от изменения с целью дальнейших махинаций.
Блок СКЗИ представляет собой небольшой черный пластиковый корпус, в который помещается вся электроника:
Корпус СКЗИ-блока герметичен, изолирован от попадания влаги и пыли.
Блоки СКЗИ (НКМ) – сложные устройства, обеспечивающие защиту данных в тахографе.
Функционал НКМ:
Таким образом, главная задача НКМ-блока – не дать посторонним лицам возможности изменить данные в памяти тахографа.
Водитель, который управляет транспортом с тахографом, должен уметь пользоваться тахографическим оборудованием и выполнять это правильно. Это одно из правил эксплуатации контрольных приборов, которые утверждены Приказом Минтранса № 440.
Каждый водитель должен иметь личную карту для доступа к управлению тахографом. Она играет роль ключа для разблокировки прибора. Все операции по внесению данных выполняются только после установки пластикового документа в соответствующий разъем, введения персонального PIN-кода.
Если автомобиль оснащен устройством контроля, но водитель передвигается на данном транспорте без карты, далеко уехать не удастся, ведь такое поведение наказывается штрафом от 3 тыс. рублей (ст. 11.23 КоАП РФ). Размер штрафа зависит от статуса лица за рулем.
Также водитель должен уметь самостоятельно настраивать устройство, выбирать подходящий режим работы, выводить по необходимости отчет из меню тахографа.
Обратите внимание! Умение распечатывать отчет из памяти тахографа – обязанность водителя, закрепленная законодательно. Это несложная процедура. Однако, если при проверке сотрудником ДПС окажется, что водитель не умеет выводить отчеты, после проверки последует штраф от 1 до 3 тыс. рублей.
Представитель власти не имеет права самостоятельно управлять тахографом без специального допуска – документа, подтверждающего такие полномочия.
Обычно у водителей не возникает трудностей с эксплуатацией контрольных устройств, так как производители российских тахографов комплектуют прибор детальными руководствами пользователя с пошаговыми инструкциями по каждой операции.
Активация блоков СКЗИ в тахографах выполняется только на базе специализированных мастерских во время установки контрольного прибора либо замены самого криптографического модуля.
Процедура активации СКЗИ-блока выглядит так:
Если ключ успешно считан тахографом и при активации посредством карты мастерской устройство включается и работает, активацию можно считать выполненной успешно.
После процедуры активации тахограф с блоком СКЗИ закрепляется за автомобилем. Использовать его на другом транспорте запрещено.
Сам блок СКЗИ потребует замены через три года. Это еще одно законодательное требование. Шифрующее устройство не приходит в негодность, но ровно на такой срок выдается электронный сертификат. Когда подходит время замены модуля, на экране тахографа отображается надпись «Заменить НКМ».
Если требование замены не выполнить, тахограф заблокируется и разблокировать его можно будет только в мастерской при замене криптографического модуля (НКМ).
При эксплуатации тахографа водитель обязан:
Основная опасность наличия ошибок НКМ на тахографе – угроза штрафов. Неправильно работающий контрольный прибор может фиксировать дорожные события с ошибками, завышать либо занижать показания пробега, увеличивать сигналы датчика до неправдоподобных значений. Все эти отклонения фиксируются в памяти устройства и могут быть выявлены при плановой либо внеплановой проверке. В таком случае водителю крайне трудно будет доказать, что он не нарушал скоростной режим либо действительно двигался по маршруту.
Поэтому важно контролировать состояние прибора, периодически проходить диагностику в сервисных центрах, чтобы своевременно отслеживать появляющиеся ошибки и исправлять их.
Проблемы с блоками НКМ – отдельный вид нарушений. Встречаются чаще, чем ошибки непосредственно в контрольных приборах. Дело в том, что криптографические модули включают в себя множество компонентов и систем, где иногда возникают сбои в работе.
Возникающие ошибки, сопровождающиеся текстовыми сообщениями на экране, рассмотрим на примере тахографов ШТРИХ. Отказ НКМ в тахографе Атол сопровождается простым цифровым кодом. Ниже приведены коды ошибок других устройств в виде iccid-обозначений.
Коды ошибок в тахографах:
Причины:
Решение:
Коды ошибок в тахографах:
Причины:
Решение:
Коды ошибок в тахографах:
Причина: сломан блок НКМ либо закончился срок его службы.
Решение: обратиться в сервисный центр для диагностики и ремонта.
Коды ошибок в тахографах:
Причина: частая ошибка при смене блока версии НКМ-1 на версию НКМ-2.11 1.
Решение: обновить прошивку тахографа до актуальной версии.
Незначительное число ошибок в работе тахографов и блоков НКМ можно постараться устранить самостоятельно:
Любую ошибку, отобразившуюся на экране тахографа, можно попробовать устранить путем перезагрузки устройства. В меню приборов такой функции нет, но можно обесточить бортовую сеть автомобиля, если кратковременно отключить одну из клемм аккумулятора и вернуть на место. Перезагрузятся все приборы, установленные в автомобиле, в том числе и контрольное устройство.
Однако, если ошибка отображается даже после перезагрузки, следует обратиться в сервисный центр.
К замене блока НКМ во время ремонта тахографов прибегают в тех случаях, когда программное восстановление не помогает вернуть тахографическое оборудование в штатное рабочее состояние, произошла рассинхронизация элементов НКМ. Модули криптографической защиты не ремонтируются, корпус категорически запрещено вскрывать даже в специализированных мастерских.
Согласно законодательству, установка нового блока СКЗИ в тахограф требуется при:
При поломке замена блока СКЗИ осуществляется в любом случае.
Замена блоков НКМ проводится только в сертифицированных мастерских, имеющих лицензию на обращение с криптографическими устройствами. Для того чтобы провести установку нового блока, достаточно обратиться в соответствующую мастерскую и записаться на обслуживание.
Автомобиль должен подаваться в таком же виде, как и на установку тахографа (в чистом и исправном виде).
Общий порядок замены криптографического модуля в самописце выглядит так:
На заметку. Извлеченный СКЗИ-блок должен храниться у владельца автомобиля на протяжении 12 месяцев, после чего подлежит уничтожению.
С момента появления на экране тахографа сообщения о замене НКМ на процедуру отводится 7 дней. В это время тахограф будет классифицироваться как неработающий.
Непосредственно демонтаж старого блока и установка нового занимает не более часа. Однако, ответ от Росавтотранса может задержаться и с момента запроса до получения подтверждения иногда проходит 5–6 часов.
В таблице представлены средние цены на услугу замены блоков НКМ в Москве и Московской области.
Тип услуги |
Стоимость, рублей |
Установка нового блока СКЗИ |
От 16 тыс. |
Активация установленного блока |
От 3 тыс. |
Калибровка тахографа после замены НКМ |
От 3 тыс. |
Полное обслуживание автомобиля при замене криптографического блока стоит от 21 тыс. рублей.
Замена блока СКЗИ в тахографе может выполняться только в сертифицированных мастерских и не может быть выполнена посторонними лицами.
Причины:
Таким образом, если необходимо заменить НКМ в тахографе, лучше доверить выполнение этой задачи специалистам.
Некоторые виды тахографов не требуют замены модуля шифрования. Это европейские контрольные приборы с блоками ЕСТР, где для нормальной работы требуется лишь периодическая калибровка устройства и внесение новых данных о водителе.
Процедура калибровки выполняется и для отечественных тахографов, но только с целью корректировки собираемых данных, внесения настроек. Она не влияет на блок СКЗИ, не продляет срок его работы.
Замена блока НКМ – это не перенастройка, а установка нового криптографического модуля, которая проводится раз в 3 года. Уже после монтажа и установки контрольного прибора на свое место в кабине автомобиля проводится калибровка.
То есть это принципиально разные операции.
Коммерческий транспорт, подлежащий оснащению тахографами, допускается к выходу на маршрут на дороги общего пользования только с исправным контрольным прибором. Передвижение со сломанным устройством категорически запрещается. Однако есть исключение – водитель может завершить рейс, если поломка электроники случилась непосредственно в дороге. В противном случае и шофер, и транспортная компания рискуют получить крупные штрафы.
Водитель или транспортная компания могут быть оштрафованы за нарушения в работе тахографа или его повреждения. Сюда относятся очевидные поломки и отклонения, которые могут быть выявлены сотрудником ДПС непосредственно во время остановки автомобиля на дороге:
С точки зрения сотрудника ДПС, нет никакой разницы между видом отклонения в работе прибора – оно классифицируется как нарушение правил эксплуатации контрольных устройств. Основанием для штрафа будет как неработающий, так и работающий с отклонениями тахограф, проблема с которым возникла до выезда автомобиля на маршрут.
Размеры штрафов (в рублях):
Штрафы могут быть выписаны сразу на несколько лиц. Например, если за рулем автомобиля со сломанным тахографом находился водитель транспортной компании, то будет оштрафован сам шофер, механик, который разрешил выезд на линию, и директор компании.
Чаще всего проблемы с тахографами и блоками НКМ появляются прямо в дороге. На этот случай нужно предпринять ряд мер:
Наличие собранного пакета документов будет основанием для передвижения без штрафов на протяжении 7 дней. Это время отводится на устранение неисправностей, а все виды деятельности водителя должны фиксироваться вручную на специальных бланках.
Образец пустого шаблона:
Производитель тахографов АТОЛ комплектует свои контрольные устройства специальными блоками бумаги. Лицевая сторона ленты в таких блоках чистая, предназначена для распечатки информации из памяти устройства. На обратную сторону бумажной полосы заранее наносится разметка типовых бланков.
Если в кабине не нашлось бланков, можно вести учет на обратной стороне ленты для тахографа либо перенести шаблон таблицы на любой чистый лист бумаги.
Бланк оформляется и заполняется ежедневно, в него вносятся личные данные водителя, государственный номер автомобиля, фиксируется пробег в начале и конце смены, согласно специальным обозначениям, наносятся отметки рабочей смены в виде графика.
На модули НКМ возлагаются функции защиты информации в памяти тахографа. Зашифрованные данные являются двусторонней гарантией добропорядочных отношений между водителем и работодателем. Водитель получает честную фиксацию рабочей смены, за которую получает справедливую оплату. Работодатель получает точные данные по выполнению поставленных задач и сможет отслеживать поведение недобросовестных сотрудников.
Соответственно, обе стороны заинтересованы в правильной эксплуатации тахографов и своевременном качественном обслуживании приборов.