Продажа карт водителей для тахографов.
Лицензия ФСБ Л051-00105-21/00283526/Н
ИНН 2130211045, ОГРН 1192130006155​​​​​​​
8 (804) 333-90-55
Звоните! Звонок по России бесплатный!

Тарировка тахографа

Тарировка тахографа - часть процедуры настройки. Без нее нельзя быть уверенным, что показания прибора соответствуют действительности. Работы выполняются в мастерских, имеющих лицензию от Росавтотранса, в некоторых случаях требуется ее подтверждение в ФСБ. Тарировка тахографа - это процедура, которая обеспечивает контроль норм перевозок груза или пассажиров.

Что такое тарировка

Термин обозначает настройку измерительной системы, с тем чтобы точность ее показаний находилась в допустимых пределах. Тарирование подразумевает действие в отношении всего комплекса - устройства сбора данных (модуля обработки электрических сигналов) и подключенного к нему выносного датчика.

Осуществляется в таком порядке:

  1. Сенсор подвергают воздействию эталоном физической величины.

  2. Для устройства сбора данных подбирают такие поправочные коэффициенты, чтобы его показания соответствовали величине воздействия.

Например, имеется устройство для измерения температуры, состоящее из электронного блока с дисплеем и подключенного к нему выносного термодатчика. Последний преобразует теплоту в электрический сигнал. Чтобы оттарировать прибор, сенсор помещают в среду, нагретую до +40˚С. Температура выдерживается с большой точностью при помощи стороннего поверенного измерителя. Далее в память электронного блока вводят подстроечные коэффициенты, с тем чтобы на его дисплее высветилось «+40˚С».

Различают 2 разновидности тарировки:

  1. Первичную. Определяется взаимосвязь между воздействующими на датчик физической величиной и силой или частотой поступающих от него электрических импульсов. Иными словами, при первичной тарировке осуществляется вычисление поправочного коэффициента «с нуля», прибор «учится понимать» свои сенсоры.

  2. Периодическую. В процессе эксплуатации погрешность измерений возрастает. Периодическая тарировка возвращает ее в допустимые пределы.

Тарировка тахографа - гарантированная защита груза и пассажиров. Нельзя путать данную процедуру с поверкой. Последняя представляет собой заключительное испытание, имеющее целью подтвердить, что прибор настроен верно.

Если точность измерений соответствует заданной нормативами, на устройство оформляют сертификат о метрологической поверке.

Для чего нужна тарировка тахографа и ее сроки

Среди прочего самописец измеряет и фиксирует в памяти параметры движения:


  • скорость автомобиля;

  • пробег;

  • уровень топлива.

Без периодической подстройки зарегистрированные величины не будут соответствовать фактическим значениям. В результате становятся невозможными мониторинг автотранспорта, оптимизация маршрутов, контроль за использованием автомобиля и расходом горючего.

Показания нетарированного тахографа не могут считаться доказательством в судебных спорах, т.е. устройство теряет способность выполнять свои основные функции. Поэтому периодичность тарировки прописана в законах, а невыполнение процедуры в назначенный срок считается административным правонарушением и наказывается штрафом.

Для разных самописцев установлены следующие межповерочные интервалы:

  1. Тахограф с блоком СКЗИ. Например, Штрих Тахо RUS (для внутрироссийских перевозок): 3 года.

  2. Контрольное устройство ЕСТР (для совершающих рейсы за рубеж): 1 или 2 года, в зависимости от модели.

Некоторые производители, желая сделать свои изделия более привлекательными для покупателя, указывают в технических характеристиках межповерочный интервал в 7 лет. Это маркетинговая уловка: данный период не может быть больше установленного законом. Основная цель тарировки заключается в осуществлении легитимности прибора.

В Приказе № 36 Минтранса, начавшем действовать в 2013 г., перечислены ситуации, когда тарировку делают досрочно:

  1. Изменился диаметр шин.

  2. Подвергались ремонту коробка передач, датчики или сам тахограф.

  3. Встроенный таймер «врет» больше, чем на 20 минут.

  4. Выявлено повреждение пломб мастера, установленных при последней настройке.

  5. Утеряна таблица настройки.

  6. Изменились данные о собственнике или автомобиле (например, госномер).

В случае переустановки самописца на другой автомобиль тоже выполняют внеплановую настройку.

В чем разница тарировки и калибровки

Обе процедуры преследуют цель привести точность измерений в заданный нормативами интервал. Но тарировка, как было сказано выше, предусматривает настройку всего измерительного комплекса, включая выносной датчик. Калибровка касается только устройства сбора данных.

Чаще всего настройку выполняют в 2 этапа:

  1. Установка «нуля». Подбирают такой коррекционный коэффициент, чтобы в условиях отсутствия электрических импульсов со стороны датчика на дисплее отображался «0».

  2. Настройка по сигналу. На вход устройства сбора данных подают калиброванное напряжение, имитирующее работу датчика, затем подбирают поправку, с тем чтобы показания на дисплее соответствовали уровню воздействия.

Калибровка гарантирует, что приборы будут давать точные показания. В процедуре настройки измерительной системы предусмотрена и операция только для датчика. Она называется градуировкой и состоит в выявлении зависимости его выходного электрического сигнала от интенсивности физического воздействия. При калибровке тахографа и других сложных приборов в память могут вноситься дополнительные параметры, не связанные с работой датчиков (например, длина окружности ведущих колес).

Как происходит процедура

Тарировка редко выполняется в чистом виде, в основном - в составе процесса настройки, включающего в себя (кроме этой операции) калибровку и ввод данных. Проводить тарировку имеют право только мастерские с соответствующей лицензией Росавтотранса. Для манипуляций с блоком СКЗИ требуется еще и одобрение ФСБ.

Работы начинают с осмотра транспортного средства и тахографа, проверки пломб. Далее приступают к тарировке. С ее помощью определяют коэффициент передачи трансмиссии (W). Эта величина увязывает фактическое пройденное расстояние и количество импульсов, поступивших с установленного на валу коробки передач датчика. Существует несколько методик, наиболее точен способ фиксированной дистанции № 2.

Последовательность действий:

  1. Автомобиль выгоняют на специальный тестовый участок длиной более 20 м.

  2. Доводят давление в шинах до предусмотренного инструкцией по эксплуатации. Тарировка на пустых или перекачанных колесах дает погрешность до 15%.

  3. Мастер вставляет свою карту в слот тахографа. Она должна соответствовать типу самописца. У контрольных устройств ЕСТР карта водителя или мастера внешне похожа на идентификатор для тахографа с СКЗИ, но не читается в нем.

  4. В меню самописца активируют пункт «Определение W», вводят длину контрольной дистанции.

  5. Автомобиль 4 раза прогоняют по тестовому участку вперед и назад со скоростью не более 10 км/ч. Каждый раз прибор определяет коэффициент W, затем вычисляет среднее значение и сохраняет его в памяти.

Наличие тестового участка - одно из условий выдачи лицензии мастерской. Его особенности:


  • прочное, ровное покрытие, исключающее проскальзывание колес;

  • длина, точно отмеренная поверенной рулеткой;

  • концевые выключатели или фотоэлементы, установленные в крайних точках и не позволяющие транспортному средству пересечь границу участка.

Тарирование - процесс проверки показаний приборов с помощью контрольных приборов. В условиях дефицита свободного места коэффициент W определяют на роликовом стенде. Он позволяет тарировать и измерять скорость тахографа.

На следующем этапе выполняют калибровку - вводят в память устройства ряд параметров:


  • погрешности таймера, спидометра и измерителя пробега;

  • давление воздуха в шинах;

  • показания одометра (если тахометр устанавливается впервые);

  • дату следующей калибровки;

  • длину окружности ведущих колес (L).

Последний параметр определяют по такой методике:

  1. Убедившись, что давление воздуха в шинах соответствует рекомендуемому производителем, ставят мелом 2 отметки: на покрышке в точке касания дорожного полотна и рядом на асфальте.

  2. Перемещают автомобиль вперед своим ходом или на буксире, пока исследуемое колесо не сделает ровно 5 оборотов. Подсчет ведут, следя за меловой пометкой. В конце пути она снова касается дорожного покрытия.

  3. Рисуют рядом на асфальте пометку мелом.

  4. Измеряют поверенной рулеткой расстояние между пометками на дорожном полотне.

  5. Результат делят на 5. Это и будет длина окружности колеса L.

При первой установке в память тахографа вводятся еще данные:

  1. Установочные: дата и время, маркер часового пояса (UTC - гринвичский меридиан, GMT+3 - по Москве), громкость звука.

  2. Идентификационные: номера автомобиля, его рамы, тахографа и блока СКЗИ, марка и модель машины, VIN; наименование, ИНН, ОГРН и адрес предприятия, выступающего собственником транспортного средства; название и координаты мастерской, выполнившей обслуживание.

  3. Предупреждающие: периодичность выгрузки информации с карты и из памяти тахографа, тип звуковых и световых сигналов, сообщающих о ее необходимости и о приближении даты следующей поверки.

  4. Ограничивающие: максимально допустимые скорость, время управления автомобилем.

Тахограф с СКЗИ при первой установке активируют, после чего на распечатке технических сведений отображается его идентификационный номер. Это служит подтверждением тому, что операция выполнена верно. Для присвоения номера устройству мастер по защищенному каналу делает запрос на специальный интернет-ресурс, подконтрольный ФСБ.

Прайс автосервиса, выполняющего настройку, содержит следующие позиции:

  • демонтаж старого тахографа: 1500 руб.;

  • установку нового: от 3000 руб.;

  • активацию: 2500 руб.;

  • тарировку и калибровку: 1500 руб.

Цена в разных мастерских может отличаться.


Остались вопросы? 

Звоните по бесплатному номеру 8 804 333 90 55 или получите бесплатную консультацию нашего инженера.

Получить консультацию

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями



Комментарии для сайта Cackle
Продажа карт водителей для тахографов.
ПК "АВТООКА", ИНН 2130211045, КПП 213001001, ОРГН 1192130006155