Иногда еще можно встретить грузовой автомобиль, на котором установлен тахограф с шайбой: до какого года действует такой прибор, определяет закон.
На многих видах ТС использовать аналоговый самописец нельзя - это считается административным правонарушением. Рекомендуется заменить аппарат на цифровое учетное устройство, иначе есть риск заплатить большой штраф. Но некоторые типы транспортных средств попадают в «льготную» категорию.
Ответ зависит от того, на какой территории грузовик или автобус осуществляет свою деятельность. Есть 2 варианта:
В первом случае требования к самописцу очерчивают Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ) и Приказ №36 Минтранса. Согласно этим документам, шайбовый тахограф использовать запрещено.
Приказом №273 владельцам автомобилей, на которые подобные устройства устанавливал завод-изготовитель, предоставлялась отсрочка, но к 01.01.2020 г. она завершила свое действие.
Теперь все грузовики тяжелее 3,5 т и автобусы с числом пассажирских мест более 8, осуществляющие перевозки в пределах России, должны оснащаться цифровыми тахографами с блоком средств криптографической защиты информации (СКЗИ). Некоторое время назад этот вопрос был предметом жарких дискуссий. Кое-кто утверждал, что штрафовать за аналоговый самописец на внутрироссийских рейсах не имеют права. Такое мнение можно услышать и сейчас.
Приводятся следующие аргументы:
На основании этих умозаключений делается вывод: перевозчик, действующий внутри страны, вправе использовать любой тахограф, в т.ч. аналоговый, при условии, что тот соответствует одному из технических регламентов (подтверждается сертификатом), состоит в реестре средств измерений и имеет свидетельство о метрологической проверке.
Однако нужно обратить внимание на 2 обстоятельства:
Таким образом, физическое лицо имеет право ездить на грузовом автомобиле категории Н2 (масса от 3,5 до 12 т) с аналоговым тахографом или даже без самописца до следующей даты:
Для владельцев категории Н3 (масса более 12 т) ввиду их повышенной потенциальной опасности период переоснащения завершается раньше:
Самописцы, установленные на машинах для поездок за рубеж, находятся вне сферы действия перечисленных нормативно-правовых актов. Они должны соответствовать требованиям Международного соглашения о безопасности автоперевозок (ЕСТР), подписанного рядом государств еще в 1970 г.
В правовом поле Российской Федерации положения этого документа закрепляет ФЗ №127, действительный с 1998 г.
Согласно ему, использование аналогового контрольного устройства (так в соглашении ЕСТР называют тахограф) допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
Факт совершения загранпоездок должен подтверждаться оформленной на транспортное средство карточкой допуска к международным автоперевозкам (МАП) и аналогичным удостоверением у компании-владельца. Эти документы выдаются при наличии:
Пакет международных нормативно-правовых актов, обозначаемый аббревиатурой ЕСТР, постоянно совершенствуется. Так, в 2016 г. был утвержден регламент ЕС 2016/799, согласно которому на вновь регистрируемые автомобили необходимо устанавливать контрольные устройства класса «смарт» со следующими функциями:
Прибор аналогового типа этим требованиям не удовлетворяет. Но к ранее установленным шайбовым тахографам претензий пока не предъявляют. По состоянию на 2020 г. отсутствует и какой-либо регламент по переоснащению автомобилей, ездящих с такими самописцами. Так что срок годности у них законодательно пока не ограничен. В странах Западной Европы 40% парка грузовых автомобилей оснащены аналоговыми тахографами.
Затраты зависят от модели устройства:
Покупка и установка цифрового тахографа (с активацией и калибровкой) обойдется в 36-40 тыс. руб. На замену блока СКЗИ каждые 3 года потребуется еще 20-25 тыс. руб.