Продажа карт водителей для тахографов.
Лицензия ФСБ Л051-00105-21/00283526/Н
ИНН 2130211045, ОГРН 1192130006155​​​​​​​
Звоните! Звонок по России бесплатный!

Аналоговый тахограф с шайбой

Иногда еще можно встретить грузовой автомобиль, на котором установлен тахограф с шайбой: до какого года действует такой прибор, определяет закон.

На многих видах ТС использовать аналоговый самописец нельзя - это считается административным правонарушением. Рекомендуется заменить аппарат на цифровое учетное устройство, иначе есть риск заплатить большой штраф. Но некоторые типы транспортных средств попадают в «льготную» категорию.

Можно ли использовать аналоговый тахограф при езде

Ответ зависит от того, на какой территории грузовик или автобус осуществляет свою деятельность. Есть 2 варианта:

  1. Не покидает пределов России.
  2. Выезжает за рубеж.

В первом случае требования к самописцу очерчивают Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ) и Приказ №36 Минтранса. Согласно этим документам, шайбовый тахограф использовать запрещено.

Приказом №273 владельцам автомобилей, на которые подобные устройства устанавливал завод-изготовитель, предоставлялась отсрочка, но к 01.01.2020 г. она завершила свое действие. 

Теперь все грузовики тяжелее 3,5 т и автобусы с числом пассажирских мест более 8, осуществляющие перевозки в пределах России, должны оснащаться цифровыми тахографами с блоком средств криптографической защиты информации (СКЗИ). Некоторое время назад этот вопрос был предметом жарких дискуссий. Кое-кто утверждал, что штрафовать за аналоговый самописец на внутрироссийских рейсах не имеют права. Такое мнение можно услышать и сейчас.

Приводятся следующие аргументы:

  1. Согласно определению тахографа в ФЗ №196, этот прибор должен «обеспечить непрерывную, некорректируемую запись…». Дальше следует перечисление фиксируемых параметров: скорости, длительности периодов управления автомобилем, отдыха и пр. Термин «некорректируемая» ни в этом законе, ни в каком-то ином не расшифровывается. А если так, то старый аналоговый прибор с его шайбой тоже считается соответствующим данному определению: изменить на ней тахограмму нельзя. Сам носитель можно уничтожить или подделать, но скорректировать запись - нет.
  2. В 2015 г. начал действовать Технический регламент Таможенного Союза 018/2011 (ТР ТС). В документе за тахографом закреплен статус объекта технического регулирования. Согласно Закону №184-ФЗ, эти приборы выходят из-под юрисдикции приложения 1 Приказа №36, где прописано требование использовать самописцы с функцией криптошифрования. То есть упомянутый документ переводится в разряд рекомендательных. Таковым признается и Приказ №273.
  3. 01.11.2019 г., согласно ФЗ №216, из перечня нарушений в ст. 11.23 КоАП РФ, регламентирующий наказания за проступки в сфере использования самописцев, был изъят пункт «несоответствие тахографа установленным требованиям». Это новшество расценили как следствие принятия ТР ТС 018/2011: раз упразднили распоряжение применять цифровые тахографы с СКЗИ, то отменяется и взыскание.

Использование аналогового тахографа

На основании этих умозаключений делается вывод: перевозчик, действующий внутри страны, вправе использовать любой тахограф, в т.ч. аналоговый, при условии, что тот соответствует одному из технических регламентов (подтверждается сертификатом), состоит в реестре средств измерений и имеет свидетельство о метрологической проверке.

Однако нужно обратить внимание на 2 обстоятельства:

  1. Несмотря на все сказанное, суды признают наличие блока СКЗИ необходимостью. Кроме того, только при условии криптокодирования данных они могут использоваться как доказательство в юридических спорах. В практике судебных разбирательств уже имеется немало дел в ряде регионов России, закончившихся привлечением к ответственности перевозчика за применение тахографа без данного модуля.
  2. 04.12.2019 г. был опубликован Приказ №339 Минтранса о внесении изменений в Приказы №№ 36 и 273. В этом документе подчеркивается необходимость оснащать ТС указанных категорий, осуществляющие рейсы в пределах страны, самописцами с блоком средств криптозащиты данных.
Все сказанное относится и к физлицам: с 01.11.2019 г. они тоже должны оснащать свои грузовики тахографами. Но для них ввиду дороговизны этих приборов Приказом №339 предусмотрена отсрочка.

Таким образом, физическое лицо имеет право ездить на грузовом автомобиле категории Н2 (масса от 3,5 до 12 т) с аналоговым тахографом или даже без самописца до следующей даты:


  • 01.06.2021 г. для классов Евро-4 и выше;
  • 01.12.2020 г., если экологический класс машины не указан;
  • 01.03.2021 г. - двигатель отвечает требованиям Евро-3 или ниже.

Для владельцев категории Н3 (масса более 12 т) ввиду их повышенной потенциальной опасности период переоснащения завершается раньше:


  • 01.06.2020 г. для Евро-3 и ниже;
  • 01.03.2020 г., если экологический класс автомобиля не указан;
  • 01.09.2020 г. для Евро-4 и выше.

Условия использования тахографа

Самописцы, установленные на машинах для поездок за рубеж, находятся вне сферы действия перечисленных нормативно-правовых актов. Они должны соответствовать требованиям Международного соглашения о безопасности автоперевозок (ЕСТР), подписанного рядом государств еще в 1970 г.

В правовом поле Российской Федерации положения этого документа закрепляет ФЗ №127, действительный с 1998 г.

Согласно ему, использование аналогового контрольного устройства (так в соглашении ЕСТР называют тахограф) допускается при одновременном соблюдении следующих условий:


  • транспортное средство представляет собой автобус с числом пассажирских мест более 20 или грузовик с максимальной разрешенной массой от 15 т;
  • автомобиль совершает интернациональные рейсы;
  • самописец установлен на автозаводе;
  • машина изготовлена до 08.11.2013 г.

Факт совершения загранпоездок должен подтверждаться оформленной на транспортное средство карточкой допуска к международным автоперевозкам (МАП) и аналогичным удостоверением у компании-владельца. Эти документы выдаются при наличии:


  • лицензии на международные перевозки;
  • сотрудника в штате организации с обучением АСМАП.
Заявление с пакетом бумаг подается в местное управление государственного автодорожного надзора. Некоторые перевозчики оформляют карту допуска к МАП, даже если их автомобили пределов страны не покидают. Причина заключается в низкой стоимости эксплуатации не только аналоговых, но и цифровых тахографов европейского образца. В отличие от отечественных, они не требуют регулярной замены и хранения блока СКЗИ. Существует возможность оформить карту МАП, не имея обученного сотрудника в штате и лицензии.

Некоторые компании, обладающие всем этим, предлагают за относительно небольшую плату оформить договор с перевозчиком. В результате он получит документ с проставленным в нем госномером и VIN автомобиля. В первый раз карта МАП выдается на год, в последующем она переоформляется с продлением срока действия до 2-5 лет. Формально этот способ легализации аналогового тахографа ЕСТР в противоречие с законом не вступает. Никакими обязательствами карта МАП перевозчика не связывает.

Вопреки расхожему мнению, ему не придется хотя бы раз в полгода выезжать за рубеж - в ФЗ отсутствует такое требование. Но нет гарантии, что инспектор ГИБДД не начнет разбирательства, обнаружив в путевом листе только российские населенные пункты.

Пакет международных нормативно-правовых актов, обозначаемый аббревиатурой ЕСТР, постоянно совершенствуется. Так, в 2016 г. был утвержден регламент ЕС 2016/799, согласно которому на вновь регистрируемые автомобили необходимо устанавливать контрольные устройства класса «смарт» со следующими функциями:

  • спутниковой навигацией;
  • беспроводной передачей сведений на диспетчерский пульт (обеспечивается работа системы мониторинга транспортного средства);
  • возможностью подключения стороннего накопителя.

Прибор аналогового типа этим требованиям не удовлетворяет. Но к ранее установленным шайбовым тахографам претензий пока не предъявляют. По состоянию на 2020 г. отсутствует и какой-либо регламент по переоснащению автомобилей, ездящих с такими самописцами. Так что срок годности у них законодательно пока не ограничен. В странах Западной Европы 40% парка грузовых автомобилей оснащены аналоговыми тахографами.

Сколько стоит замена тахографа на цифровой

Затраты зависят от модели устройства:

  1. Стандарта ISO7736 (для гнезда под автомагнитолу). Оплачиваются только покупка цифрового самописца, его установка и калибровка.
  2. В виде спидометра. Самый распространенный тип. Потребуются дополнительные расходы на приобретение и установку нового прибора с шиной CAN. Без нее показания аппарата и тахографа не будут совпадать.
  3. Стандартов EGK 100 и 1319. Возможно использование старого устройства в качестве спидометра, тогда затраты сводятся к покупке и установке цифрового тахографа. Если же аналоговую модель решено демонтировать, дополнительно понадобится новый измеритель скорости с шиной CAN.

Покупка и установка цифрового тахографа (с активацией и калибровкой) обойдется в 36-40 тыс. руб. На замену блока СКЗИ каждые 3 года потребуется еще 20-25 тыс. руб.

Остались вопросы? 

Звоните по бесплатному номеру 8 804 333 90 55 или получите бесплатную консультацию нашего инженера.

Получить консультацию

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями



Комментарии для сайта Cackle
Продажа карт водителей для тахографов.
ПК "АВТООКА", ИНН 2130211045, КПП 213001001, ОРГН 1192130006155