Продажа карт водителей для тахографов.
Лицензия ФСБ Л051-00105-21/00283526/Н
ИНН 2130211045, ОГРН 1192130006155​​​​​​​
Звоните! Звонок по России бесплатный!

Тахограф без СКЗИ

Тахограф без СКЗИ стоит намного дешевле, чем прибор с таким блоком. Но его эксплуатация может вступать в противоречие с требованиями нормативно-правовых актов. Положение несколько изменилось после нововведений в законодательной базе, но вопрос остается спорным.

Возможна ли установка тахографа без блока СКЗИ

Оснащение автотранспорта контрольно-учетными устройствами регламентируется рядом нормативно-правовых актов, из них наиболее важные:


  • Федеральный Закон №196 «О безопасности дорожного движения»;
  • Международное соглашение ЕСТР.

Первый документ действует только в пределах России и распространяется на транспортные средства, не покидающие наших границ. 


В нем оговаривается термин «тахограф»: устройство для регистрации длительности периодов управления автомобилем и отдыха с некорректируемой записью информации. Согласно данному закону, прибор должен соответствовать требованиям Приказа №36 Минтранса РФ.

Второй документ также призван обеспечить безопасность движения. Но он касается международных перевозок, кроме России, его подписали еще несколько стран. В нашем правовом поле положения этого соглашения закреплены в ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок…».

В упомянутом международном соглашении термина «тахограф» нет. Здесь этот прибор называется контрольным устройством. Поэтому словосочетание «тахограф ЕСТР», употребляемое в народе, является некорректным. Оба документа требуют обеспечить кодирование сохраняемых данных криптографическими методами во избежание их подделки или несанкционированного удаления. Только в этом случае они могут выступать доказательством в юридических спорах.

Но реализуются эти предписания по-разному:

  1. В тахографах по приказу Минтранса №36 устанавливается отдельный модуль - блок средств криптографической защиты информации, или СКЗИ. Датчик скорости используется как внешнее устройство. Определение пробега осуществляется по спутниковой навигации ГЛОНАСС.
  2. В контрольных устройствах образца ЕСТР криптопроцессор, чипсет памяти и прочие средства шифрования данных в отдельный модуль не выделены, т.е. блок СКЗИ как таковой здесь отсутствует. Элементы распределены по всему корпусу, тут же находится и датчик скорости.
  3. Пробег определяется по сигналам электромеханических датчиков в коробке передач. Это отличие объясняется тем, что такие приборы появились раньше аналогов с СКЗИ, когда спутниковая навигация не была еще столь доступной и распространенной. Готовятся и вскоре вступят в силу изменения, согласно которым определение пройденного пути в контрольных устройствах ЕСТР тоже будет производиться по данным приемника GPS.

Конструктивно первый подход (отдельный модуль) более оправдан, т.к. весь набор специальных требований к СКЗ по степени защиты и испытаниям распространяется лишь на небольшую компактную часть тахографа.Во втором варианте все устройство целиком представляет собой блок средств криптографического кодирования информации и его части должны отвечать самым высоким требованиям. Это сказывается на стоимости.

Использование идентификационных карт

Таким образом, ездить с тахографом без СКЗИ можно, если речь идет о приборе стандарта ЕСТР. Использовать его разрешается только при наличии у владельца парка карты доступа для международных автоперевозок (МАП). 

Часто ее оформляют даже предприятия, осуществляющие деятельность исключительно внутри страны, поскольку данный процесс ничего не стоит, при этом эксплуатация контрольного устройства образца ЕСТР обходится в несколько раз дешевле, чем тахографа с блоком СКЗИ.


Последний имеет ограниченный срок действия - 3 года, после чего требуются:

  1. Демонтаж и отправка на хранение в офис автопредприятия сроком на год.
  2. Приобретение нового СКЗИ, его установка, активация и калибровка.
  3. По прошествии года - утилизация блока в утвержденном законом порядке с отправкой отчета в ФБУ Росавтотранс. Такая строгость обусловлена тем, что применяемые в блоке технологии кодирования данных используются и в военной сфере. По этой же причине машинам с СКЗИ на борту запрещено выезжать за рубеж.

Может понадобиться и внеплановое обновление - при смене собственника, госномера автомобиля и прочих данных, вносимых в память модуля на этапе активации. Таким образом, затраты на содержание тахографов с СКЗИ окажутся по силам только крупным перевозчикам.


Идентификационные карты для приборов отечественного и европейского образца при внешнем сходстве не являются взаимозаменяемыми. То есть изделие стандарта ЕСТР из-за различий в алгоритмах шифрования информации не прочитается в устройстве для России, и наоборот.


Визуально определить тип карты можно по следующим признакам:

  1. Текстовые данные. На карте СКЗИ - только кириллицей на русском языке. На аналоге по стандартам ЕСТР - еще и на английском.
  2. Первые символы персонального номера. На отечественных - «RUD», на европейских - «DR».

Оформление карты СКЗИ стоит на треть дешевле. Еще отличие: для ее активации в тахографе в начале каждой смены нужен PIN-код.

Штрафы за использование тахографа без блока

Есть мнение, что необходимость оснащать контрольно-учетные устройства машин на внутрироссийских коммерческих рейсах блоком СКЗИ - выдумка маркетологов компаний, производящих данную продукцию. 


Соответственно, водитель и автопредприятие не должны подвергаться наказанию за эксплуатацию транспортного средства без данного модуля.

Эта точка зрения основывается на том обстоятельстве, что в ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказе №36 Минтранса никаких требований относительно средств криптографической защиты данных не выдвигается. Там только говорится о «некорректируемом сохранении информации».


При этом отсутствуют положения, определяющие понятие «некорректируемая», так что трактовать его каждый волен на свое усмотрение. Можно сказать, например, что этому условию соответствует аналоговый тахометр, поскольку изменить вычерченный на тахошайбе график крайне сложно. В таких случаях принято обращаться к практике Верховного суда. И она свидетельствует не в пользу противников блока СКЗИ. Так, Железнодорожный районный суд г. Ростова решением №12-224/2017 привлек к ответственности организацию за отсутствие данного модуля в тахографе (дело №12-224/2017).

И проигранных дел по данному предмету спора найдется немало не только в Ростовской области, но и в других регионах РФ. Например, аналогичные действия перевозчика были признаны незаконными Верховным судом республики Марий Эл в решении по делу №7Р-148/2018. О нарушении правил грузовых, пассажирских перевозок и об ответственности за это говорится в ст. 11.23 КоАП РФ. Она предусматривает штрафы, размер зависит от статуса виновника.


1 ноября 2019 г. в результате внесения изменений в данную статью размер взысканий был увеличен и теперь составляет:


  • водители: 3-5 тыс. руб.;
  • должностные лица: 7-10 тыс. руб.;
  • индивидуальный предприниматель: 15-25 тыс. руб.;
  • юридическое лицо: 20-50 тыс. руб.

В прежней редакции размер взыскания для водителя составлял 1-3 тыс. руб.

Изменения в законодательстве

Повышение размера штрафов - не единственное нововведение:


  1. Кроме того, в ст. 11.23 КоАП была добавлена часть 3, предусматривающая материальное наказание за несоблюдение режима труда и отдыха. Для индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц размер взыскания соответствует вышеуказанному, для водителя он составляет 1,5-2 тыс. руб. 
  2. Еще одно важное новшество: теперь установка тахографа вменяется в обязанность и физическим лицам, эксплуатирующим автобусы и грузовики с максимальной разрешенной массой более 3,5 т (т.е. транспорт категорий М2, М3, Н2, Н3, ФЗ №196, ст. 20, п. 3 ). Ранее это относилось только к юрлицам и ИП. 

Важно отметить, что речь идет не о собственнике, а о том, кто использует автотранспорт, т.е. находится за рулем. Изменения в законе озвучивают начало процесса оснащения, но не оговаривают конечную дату. Для ее определения документ отсылает к Постановлению Правительства РФ №1213, а тот, в свою очередь, к Приказу №273 Минтранса. 

Последний же говорит только об ИП и организациях, в нем нет положений, касающихся физлиц. Поэтому они пока не могут быть оштрафованы за отсутствие тахографа или его несоответствие требованиям Приказа №36 Минтранса.


Пользователь транспортного средства попадает в данную категорию при следующих условиях:

  • он не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель;
  • отсутствует путевой лист;
  • документы на перевозимый груз оформлены непосредственно на него.

Третье нововведение, вступившее в силу 1.11.2019 г., относится к процедуре техосмотра. Теперь инспектор обязан проверить и тахограф, если транспортное средство входит в одну из вышеперечисленных категорий.

Остались вопросы? 

Звоните по бесплатному номеру 8 804 333 90 55 или получите бесплатную консультацию нашего инженера.

Получить консультацию

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями



Комментарии для сайта Cackle
Продажа карт водителей для тахографов.
ПК "АВТООКА", ИНН 2130211045, КПП 213001001, ОРГН 1192130006155