Тахограф без СКЗИ стоит намного дешевле, чем прибор с таким блоком. Но его эксплуатация может вступать в противоречие с требованиями нормативно-правовых актов. Положение несколько изменилось после нововведений в законодательной базе, но вопрос остается спорным.
Оснащение автотранспорта контрольно-учетными устройствами регламентируется рядом нормативно-правовых актов, из них наиболее важные:
Первый документ действует только в пределах России и распространяется на транспортные средства, не покидающие наших границ.
В нем оговаривается термин «тахограф»: устройство для регистрации длительности периодов управления автомобилем и отдыха с некорректируемой записью информации. Согласно данному закону, прибор должен соответствовать требованиям Приказа №36 Минтранса РФ.
Второй документ также призван обеспечить безопасность движения. Но он касается международных перевозок, кроме России, его подписали еще несколько стран. В нашем правовом поле положения этого соглашения закреплены в ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок…».
В упомянутом международном соглашении термина «тахограф» нет. Здесь этот прибор называется контрольным устройством. Поэтому словосочетание «тахограф ЕСТР», употребляемое в народе, является некорректным. Оба документа требуют обеспечить кодирование сохраняемых данных криптографическими методами во избежание их подделки или несанкционированного удаления. Только в этом случае они могут выступать доказательством в юридических спорах.
Но реализуются эти предписания по-разному:
Конструктивно первый подход (отдельный модуль) более оправдан, т.к. весь набор специальных требований к СКЗ по степени защиты и испытаниям распространяется лишь на небольшую компактную часть тахографа.Во втором варианте все устройство целиком представляет собой блок средств криптографического кодирования информации и его части должны отвечать самым высоким требованиям. Это сказывается на стоимости.
Таким образом, ездить с тахографом без СКЗИ можно, если речь идет о приборе стандарта ЕСТР. Использовать его разрешается только при наличии у владельца парка карты доступа для международных автоперевозок (МАП).
Часто ее оформляют даже предприятия, осуществляющие деятельность исключительно внутри страны, поскольку данный процесс ничего не стоит, при этом эксплуатация контрольного устройства образца ЕСТР обходится в несколько раз дешевле, чем тахографа с блоком СКЗИ.
Последний имеет ограниченный срок действия - 3 года, после чего требуются:
Может понадобиться и внеплановое обновление - при смене собственника, госномера автомобиля и прочих данных, вносимых в память модуля на этапе активации. Таким образом, затраты на содержание тахографов с СКЗИ окажутся по силам только крупным перевозчикам.
Идентификационные карты для приборов отечественного и европейского образца при внешнем сходстве не являются взаимозаменяемыми. То есть изделие стандарта ЕСТР из-за различий в алгоритмах шифрования информации не прочитается в устройстве для России, и наоборот.
Визуально определить тип карты можно по следующим признакам:
Оформление карты СКЗИ стоит на треть дешевле. Еще отличие: для ее активации в тахографе в начале каждой смены нужен PIN-код.
Есть мнение, что необходимость оснащать контрольно-учетные устройства машин на внутрироссийских коммерческих рейсах блоком СКЗИ - выдумка маркетологов компаний, производящих данную продукцию.
Соответственно, водитель и автопредприятие не должны подвергаться наказанию за эксплуатацию транспортного средства без данного модуля.
Эта точка зрения основывается на том обстоятельстве, что в ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказе №36 Минтранса никаких требований относительно средств криптографической защиты данных не выдвигается. Там только говорится о «некорректируемом сохранении информации».
При этом отсутствуют положения, определяющие понятие «некорректируемая», так что трактовать его каждый волен на свое усмотрение. Можно сказать, например, что этому условию соответствует аналоговый тахометр, поскольку изменить вычерченный на тахошайбе график крайне сложно. В таких случаях принято обращаться к практике Верховного суда. И она свидетельствует не в пользу противников блока СКЗИ. Так, Железнодорожный районный суд г. Ростова решением №12-224/2017 привлек к ответственности организацию за отсутствие данного модуля в тахографе (дело №12-224/2017).
И проигранных дел по данному предмету спора найдется немало не только в Ростовской области, но и в других регионах РФ. Например, аналогичные действия перевозчика были признаны незаконными Верховным судом республики Марий Эл в решении по делу №7Р-148/2018. О нарушении правил грузовых, пассажирских перевозок и об ответственности за это говорится в ст. 11.23 КоАП РФ. Она предусматривает штрафы, размер зависит от статуса виновника.
1 ноября 2019 г. в результате внесения изменений в данную статью размер взысканий был увеличен и теперь составляет:
В прежней редакции размер взыскания для водителя составлял 1-3 тыс. руб.
Повышение размера штрафов - не единственное нововведение:
Важно отметить, что речь идет не о собственнике, а о том, кто использует автотранспорт, т.е. находится за рулем. Изменения в законе озвучивают начало процесса оснащения, но не оговаривают конечную дату. Для ее определения документ отсылает к Постановлению Правительства РФ №1213, а тот, в свою очередь, к Приказу №273 Минтранса.
Последний же говорит только об ИП и организациях, в нем нет положений, касающихся физлиц. Поэтому они пока не могут быть оштрафованы за отсутствие тахографа или его несоответствие требованиям Приказа №36 Минтранса.
Пользователь транспортного средства попадает в данную категорию при следующих условиях:
Третье нововведение, вступившее в силу 1.11.2019 г., относится к процедуре техосмотра. Теперь инспектор обязан проверить и тахограф, если транспортное средство входит в одну из вышеперечисленных категорий.