Регулировка тахографа осуществляется по методике, закрепленной на законодательном уровне. Также важно уметь правильно пользоваться прибором. Ошибка приравнивается к применению транспортного средства без самописца, что квалифицируется как административное правонарушение. Любой установленный тахограф нужно настраивать и активировать.
Водитель должен иметь личную идентификационную карту с электронным чипом, ее еще называют пластиковым ключом. Действует он в следующей последовательности:
Во время работы в главном меню можно выбрать пункты:
Переход по первому пункту осуществляют при необходимости вывести на бумажный носитель отчет.
Позиция «Особые условия» позволяет выбрать дополнительные режимы:
В пункте «Ввод данных» задают начальную и конечную точки маршрута для водителя или напарника.
В следующей опции можно настроить:
При переходе в «Мобильную связь» включается GPRS-модем, что дает возможность использовать тахограф в качестве сотового телефона (не для всех моделей). Доступен ограниченный список номеров, введенный в память устройства руководством автопредприятия (использует специальный пластиковый ключ с расширенными правами). Тахограф - устройство, которое может быть актуальным как для самих водителей, так и для предпринимателей. Выбрав пункт «Технические сведения», просматривают информацию о тахографе: номер СКЗИ, дату ввода в эксплуатацию, время до следующего обслуживания и т.д.
Выбрав соответствующий пункт, пользователь попадает в подменю:
Кликнув по любому из первых трех пунктов, пользователь увидит вкладки:
Вводятся начальная и конечная даты для обозначения отчетного периода, после этого на бумаге распечатаются сведения о работе, событиях (например, проверка инспектором ГИБДД) и нарушениях для данного водителя либо автомобиля (в зависимости от того, какой был выбран пункт меню). При активации последней позиции на бумажный носитель выводится тахограмма.
Запись длительности периодов труда и отдыха - только одна из функций тахографа. Еще он фиксирует значение скорости в каждый момент времени. В случае превышения отметка об этом сохранится в памяти и будет выведена в отчете отдельной строкой как нарушение. Если ее обнаружит при проверке инспектор ГИБДД, он имеет право оштрафовать водителя.
Сохраненные данные защищаются от несанкционированного доступа при помощи шифрования, поэтому подделать их не получится. При этом каждая попытка взлома тахографа или подмены информации также будет зафиксирована в виде отдельного события.
На этапе установки в память прибора записывают максимально допустимое значение скорости. По ее достижении тахограф генерирует предупреждающие световой и звуковой сигналы. С особым вниманием следует отнестись к соблюдению режима водителям отечественных грузовиков: в отличие от некоторых европейских, их быстроту передвижения пока искусственно не ограничивают (у импортных машин она не может превышать 85 км/ч).
Вновь установленный прибор подвергают калибровке. В рамках процедуры вычисляют и записывают в память ряд параметров:
Способ записи данных зависит от модели тахографа. Некоторые требуют применения специального программатора (VDO DTCO 1381, 3283), на другие возможна запись с ноутбука ("Штрих-Тахо RUS", "Меркурий ТА 001"). Выполнить процедуру можно только при наличии идентификационной карты с правами мастера.
Длину окружности (L) колеса измеряют в таком порядке:
Коэффициент W необходим для увязки показаний датчика на валу коробки передач с диаметром колеса. Это обеспечит соответствие вычисленного тахографом пробега фактическому. Определяют данный параметр разными способами, наиболее точен метод фиксированной дистанции №2. Порядок действий:
Метод фиксированной дистанции №2 удобен еще и тем, что для него не требуется роликовый стенд или какое-либо иное сложное оборудование.