В законодательстве прописано обязательное оснащение грузовиков и автотранспорта для пассажирских перевозок с посадочными местами в количестве восьми и более тахографами. Это контрольно-учетные устройства для слежения за соблюдением водителем правил дорожного движения и режима труда и отдыха.
Такие приборы выпускаются несколькими производителями. Перевозчику необходимо разбираться в том, какой тахограф лучше поставить. Ведь он должен быть не только удобным, но и соответствовать нормативно-правовым актам.
Производители устройств сертифицируются ФБУ Росавтотранс. Перечень компаний, чья продукция получила одобрение, опубликован на официальном портале данного госоргана. Использовать приборы фирм, не входящих в этот список, нельзя, это квалифицируется как административное правонарушение.
Разрешенные тахографы:
Список постоянно модифицируется: вносятся новые модели, другие оказываются под запретом. Перед тем как подобрать тахограф, рекомендуется ознакомиться со свежей информацией на портале Росавтотранса.
Главная функция всех автомобильных цифровых контрольно-учетных устройств - фиксация в зашифрованном виде следующей информации:
Но в деталях могут быть различия.
Все тахографы рассчитаны на постоянный ток напряжением 12 В, но допустимые отклонения у разных моделей отличаются. Лучше выбрать прибор с широким диапазоном - он более надежен. Некоторые производители идут на хитрость и сообщают в характеристиках, что прибор способен отработать без вмешательства до 7 лет. Дело в том, что срок эксплуатации тахографа, точнее важнейшей его части - блока средств кодирования информации, ограничен законодательно и составляет 3 года.
Есть две разновидности контрольно-учетных устройств:
Вторые разрешается ставить на автомобиль только при наличии карты допуска к международным перевозкам. В эту категорию входят:
Во всех моделях предусмотрены следующие способы вывода сохраненной информации:
Некоторые тахографы способны передавать данные еще и по беспроводному каналу GPRS, подобно мобильным телефонам.
Функция дает следующие преимущества:
Кроме того GPRS-модем обеспечивает связь с телефонами, чьи номера записаны в память устройства администрацией автопредприятия.
Здесь отличий нет. Все производители предусматривают оформление 4 видов идентификационных карт:
У карт, используемых на тахографах разных типов (с СКЗИ и европейского образца), различается принцип записи и кодирования информации, поэтому они не взаимозаменяемы.
Вид идентификатора определяют по признакам:
Формат и расцветка у карт одинаковы.
Цены на тахографы установлены в пределах от 30 до 41 тыс. руб. Наиболее дешев самописец марки ТЦА 02НК, его продают за 30-31 тыс. руб. Самый дорогой - «Меркурий ТА 001», за него просят 37-41 тыс. руб. При прочих равных условиях контрольные устройства ЕСТР стоят несколько дороже аналогов с СКЗИ. Покупка и установка блока в одном месте в совокупности обходится дешевле.
Востребованными стали следующие модели.
Удобный прибор с базовой функциональностью. Главное преимущество - низкая цена. Отчасти она обусловлена тем, что производитель не навязывает жгуты K-Line (для калибровки) и RS 232 (подключение к компьютеру). Пользователь может применить оставшиеся от другого тахографа или купить отдельно. Особенность модели: предусмотрена возможность работать с меню при помощи энкодера, не используя клавиши. ТЦА 02НК - доступен по ценовой категории.
В полной комплектации этот самописец будет самым дорогим.
Но и достоинств у него немало:
В номенклатуре запасных частей можно найти любую деталь: от картридера до самого мелкого соединителя. Производитель предлагает версию с минимальной комплектацией (без разъемов GSM для кнопки «тревога» и голосовой связи). За нее вместо 41 тыс. руб. придется заплатить только 37. Меркурий ТА 001 с автоматической регулировкой яркости дисплея.
Особенность этой модели - печать сведений в виде графика. Наглядная форма отображения, позволяющая с первого взгляда оценить качество управления автомобилем и соблюдение режима работы и отдыха.
Доступен и вывод информации в виде списка. Прочный огнестойкий корпус позволяет устанавливать КАСБИ DT 20M на машины для легковоспламеняемых и взрывоопасных грузов.
Главное преимущество - возможность калибровки без применения дорогого спецоборудования и многократная перепрошивка блока СКЗИ. Это существенно снижает затраты на эксплуатацию. КАСБИ DT 20M - устройство выводит данные в виде списка.
В основу этого самописца положены европейские технологии. Их главное преимущество - качественный картридер. У некоторых созданных по отечественным стандартам аналогов эта часть скопирована с кассового аппарата и потому не рассчитана на характерные для автоперевозок тяжелые условия эксплуатации.
В результате быстро выходит из строя водительская карта. Другая особенность VDO DTCO 3283 - умение в случае поломки вовремя отстраниться от работы бортового компьютера.
Некоторые модели в такой ситуации создают рассогласованность в работе агрегатов автомобиля, поскольку их датчики вводят в заблуждение электронику, снижаются обороты, и падает мощность двигателя.