Работающий на коммерческих рейсах водитель обязан знать, как пользоваться тахографом с картой СКЗИ. Правила закреплены законодательно, и их нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа.
Такие приборы устанавливаются на всех без исключения автомобилях, используемых для пассажирских или грузовых перевозок.
Прибор осуществляет следующие действия:
Таким образом, устройство позволяет осуществлять всеобъемлющий контроль за использованием транспортного средства и помогает водителю избежать нарушений.
Оснащение коммерческого автотранспорта приборами контроля дает множественный эффект:
Если же ДТП все же случится, инспекция при помощи данных тахографа выявит виновного.
Внутри тахографа находятся элементы:
Компоненты помещены во взломо- и взрывозащищенный корпус с клавишами управления.
Имеются внешние элементы:
Тахограф отслеживает при помощи датчиков скорость, пробег и другие параметры движения, с помощью приемника спутникового сигнала - координаты автомобиля. По вставленной в специальный слот карте прибор определяет, кто сейчас за рулем. Аналогично идентифицируется помощник.
Параметры движения и сведения о нарушениях беспрерывно заносятся на жесткий диск и частично на карту. Прибор регистрирует не только превышение скорости или сокращение длительности отдыха, но и попытки взлома.
Блок СКЗИ кодирует данные, с тем чтобы их нельзя было подправить. Этот модуль присутствует только в цифровых приборах, поэтому закон предписывает устанавливать их вместо устаревших аналоговых.
Машине, оснащенной отечественным тахографом с СКЗИ, запрещено законом покидать границы страны - это приравнивается к разглашению государственной тайны. Потому транспорт, предназначенный для поездок за рубеж, оборудуют импортными приборами.
Информацию тахограф выводит двумя способами:
Принтер в заправке чернилами не нуждается. Изображение на термобумаге появляется при высокотемпературном воздействии. При установке нового рулона после распечатки следует соблюдать осторожность, чтобы не обжечься о головку принтера.
Два комплекта термобумаги положено возить с собой. Одинаково подходит и российский, и импортный материал.
Модуль GPRS работает аналогично мобильному телефону, в него требуется установить SIM-карту. Звук воспроизводится через динамик. Если громкая связь не устраивает, можно дополнительно приобрести у производителя гарнитуру с проводом или без.
Право ввести в память устройства список телефонных номеров имеет только обладатель администраторской карты.
Тахограф осуществляет измерение различных величин, значит, он нуждается в поверке. В отношении этих приборов ее принято называть калибровкой. В ходе процедуры определяют точность показаний и если она ниже допустимого предела, осуществляют подстройку.
Максимальный срок между калибровками (межповерочный интервал) установлен законом и составляет 3 года. Производитель может принять для своих изделий иную периодичность, но не реже указанной.
Право осуществлять калибровку тахографов имеют только лицензированные организации. Для этого требуется специальное метрологическое оборудование.
В ряде случаев выполняют досрочную калибровку:
Запрещено пользоваться прибором, не прошедшим поверку вовремя. Его показания признаются недействительными, на владельца накладывается штраф.
В приказе № 15 Минтранса РФ прописан следующий порядок работы водителя:
Смена организуется так:
Право проверить водителя на соблюдение режима труда и отдыха путем просмотра данных в тахографе имеет:
Наказание за нарушения, в т.ч. не относящиеся к режиму работы (например, вождение с неисправным тахографом), прописаны в ст. 11.23 КоАП РФ.
Владелец автопарка осуществляет следующие действия:
Сведения об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ передаются в ФБУ «Росавтотранс».
Сброс информации из памяти тахографа и карты водителя осуществляется двумя способами:
Второй вариант удобен тем, что избавляет шофера от необходимости заезжать на предприятие.
Работник действует в таком порядке:
После этого водитель запускает двигатель, и машина трогается.
Для него текущий режим назначается автоматически:
Помимо указанных есть режим «поезд/паром». Его выбирают, когда автомобиль перемещается не своим ходом.
Порядок завершения работы:
Пользование тахографом без карты является нарушением. На случай утраты или потери работоспособности Приказ № 36 Минтранса предусматривает возможность работы без нее в течение 7 дней или 15, если водитель пребывает в рейсе (приложение 3, пункты 11-13).
В течение этого периода на шофера накладываются обязательства:
В главном меню доступны следующие действия:
В экстренных случаях следует нажать кнопку «Тревога». Соответствующий сигнал вместе с координатами автомобиля поступит на пульт диспетчера, и тот проинформирует спасателей.