Продажа карт водителей для тахографов.
Лицензия ФСБ Л051-00105-21/00283526/Н
ИНН 2130211045, ОГРН 1192130006155​​​​​​​
8 (804) 333-90-55
Звоните! Звонок по России бесплатный!

Как пользоваться тахографом с картой

Работающий на коммерческих рейсах водитель обязан знать, как пользоваться тахографом с картой СКЗИ. Правила закреплены законодательно, и их нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа.

Такие приборы устанавливаются на всех без исключения автомобилях, используемых для пассажирских или грузовых перевозок.

Назначение и функции тахографа

Прибор осуществляет следующие действия:

  1. Беспрерывно фиксирует такие параметры движения, как скорость, координаты автомобиля, длительность смены водителя. Данные сохраняются на магнитных носителях - встроенном жестком диске и карте сотрудника.
  2. Предупреждает шофера о превышении скорости и нарушении режима труда и отдыха с одновременной фиксацией таких событий в памяти. Аналогично регистрируются ДТП и проверка инспектором сохраненных на тахографе данных.
  3. Обеспечивает связь по GPRS-каналу с абонентами из утвержденного работодателем перечня. Некоторые модели оснащены кнопкой подачи на диспетчерский пульт сигнала тревоги с указанием координат автомобиля.
  4. Выводит отчет за требуемый период на бумажный носитель посредством встроенного принтера.

Таким образом, устройство позволяет осуществлять всеобъемлющий контроль за использованием транспортного средства и помогает водителю избежать нарушений.

Какие задачи решает движение по тахографу

Оснащение коммерческого автотранспорта приборами контроля дает множественный эффект:

  1. Работодатель получает возможность оценить квалификацию шофера.
  2. Предотвращается хищение автомашин. Их легко обнаружить благодаря системе спутникового слежения.
  3. Исключаются кража топлива и использование транспортного средства в личных целях.
  4. Разрешаются поездки за рубеж.
  5. Снижено число аварий с участием коммерческого автотранспорта. Водители не превышают скорость и не пренебрегают отдыхом, поскольку знают, что работодатель будет об этом проинформирован.

Если же ДТП все же случится, инспекция при помощи данных тахографа выявит виновного.

Принцип работы устройства

Внутри тахографа находятся элементы:

  1. Микропроцессорный контроллер.
  2. Дисплей.
  3. Акселерометр.
  4. Энергонезависимый таймер.
  5. Блок СКЗИ. Расшифровка аббревиатуры: система криптографической защиты информации. Имеется только в отечественных тахографах.
  6. Приемник спутникового сигнала. В импортных приборах - системы GPS, в российских - еще и ГЛОНАСС.
  7. Модуль GPRS.
  8. Жесткий диск.
  9. Принтер с термоголовкой.

Компоненты помещены во взломо- и взрывозащищенный корпус с клавишами управления.


Имеются внешние элементы:

  1. Датчики. В базовой комплектации присутствует только тахограф, но разъемы на корпусе позволяют подключить и другие. Например, измеритель уровня топлива.
  2. Идентификационные карты. Есть две разновидности: водительская и карта администратора (с расширенным набором прав). Документ содержит чип для хранения данных.

Тахограф отслеживает при помощи датчиков скорость, пробег и другие параметры движения, с помощью приемника спутникового сигнала - координаты автомобиля. По вставленной в специальный слот карте прибор определяет, кто сейчас за рулем. Аналогично идентифицируется помощник.

Параметры движения и сведения о нарушениях беспрерывно заносятся на жесткий диск и частично на карту. Прибор регистрирует не только превышение скорости или сокращение длительности отдыха, но и попытки взлома.


Блок СКЗИ кодирует данные, с тем чтобы их нельзя было подправить. Этот модуль присутствует только в цифровых приборах, поэтому закон предписывает устанавливать их вместо устаревших аналоговых.

Машине, оснащенной отечественным тахографом с СКЗИ, запрещено законом покидать границы страны - это приравнивается к разглашению государственной тайны. Потому транспорт, предназначенный для поездок за рубеж, оборудуют импортными приборами.

Информацию тахограф выводит двумя способами:

  • показывает на экране;
  • распечатывает на термохимической бумаге.

Принтер в заправке чернилами не нуждается. Изображение на термобумаге появляется при высокотемпературном воздействии. При установке нового рулона после распечатки следует соблюдать осторожность, чтобы не обжечься о головку принтера.

Два комплекта термобумаги положено возить с собой. Одинаково подходит и российский, и импортный материал.

Модуль GPRS работает аналогично мобильному телефону, в него требуется установить SIM-карту. Звук воспроизводится через динамик. Если громкая связь не устраивает, можно дополнительно приобрести у производителя гарнитуру с проводом или без.

Право ввести в память устройства список телефонных номеров имеет только обладатель администраторской карты.

Что такое калибровка и когда она нужна

Тахограф осуществляет измерение различных величин, значит, он нуждается в поверке. В отношении этих приборов ее принято называть калибровкой. В ходе процедуры определяют точность показаний и если она ниже допустимого предела, осуществляют подстройку.

Максимальный срок между калибровками (межповерочный интервал) установлен законом и составляет 3 года. Производитель может принять для своих изделий иную периодичность, но не реже указанной.

Право осуществлять калибровку тахографов имеют только лицензированные организации. Для этого требуется специальное метрологическое оборудование.

В ряде случаев выполняют досрочную калибровку:

  • при первой установке тахографа на автомобиль;
  • после замены резины;
  • при повреждении пломбы устройства.

Запрещено пользоваться прибором, не прошедшим поверку вовремя. Его показания признаются недействительными, на владельца накладывается штраф.

Режим труда и отдыха

В приказе № 15 Минтранса РФ прописан следующий порядок работы водителя:

  1. Максимальная длительность вождения в течение суток: 9 часов. Допускается дважды в неделю увеличить этот показатель до 10 часов.
  2. Максимальная длительность вождения за неделю: 56 часов. За 14 дней - 90 часов.
  3. Максимальная продолжительность смены в течение суток (вождение + прочие работы): 12 часов. Допускается сверхурочная занятость, но не более 4 часов за 2 дня. За год - не более 120 часов.

Смена организуется так:

  1. Первый период вождения - не более 4,5 часов.
  2. Далее следует перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Допускается разделить его на 15 и 30 минут, но тогда и длительность вождения разбивают на 1,5 и 3 часа. Во время перерыва какие-либо работы, например, ремонт автомобиля, не разрешаются - только отдых и прием пищи.
  3. Максимальная длительность последующих периодов вождения в рамках смены составляет 2 часа. Между ними выдерживаются перерывы по 15 минут.
  4. В течение суток водитель отдыхает 11 часов. При некоторых условиях допускается сокращать время отдыха, но не более чем на 2 часа.
  5. Минимальная длительность перерыва между периодами вождения в рамках одной смены - 15 минут, максимальная - 2 часа.
  6. Минимальная продолжительность отдыха за неделю - 42 часа. В некоторых ситуациях - они описаны в Приказе № 15 - допускается сокращение этого показателя до 24 часов.

Право проверить водителя на соблюдение режима труда и отдыха путем просмотра данных в тахографе имеет:

  • инспектор ГИБДД (ДПС);
  • представитель Ространснадзора;
  • сотрудник Федеральной службы по труду и занятости.

Наказание за нарушения, в т.ч. не относящиеся к режиму работы (например, вождение с неисправным тахографом), прописаны в ст. 11.23 КоАП РФ.

Техническое обслуживание и регламентные работы

Владелец автопарка осуществляет следующие действия:

  1. Каждые 3 г. заказывает новые водительские карты и карты администратора. Первые следует оформлять заблаговременно, поскольку на изготовление уходит 2 недели, а управление автомобилем без идентификатора запрещено.
  2. Каждые 2 г. меняет блок СКЗИ. Демонтированный модуль положено хранить 1 г. и только потом утилизировать.
  3. Ежегодно выгружает информацию с жесткого диска тахографа и перемещает ее в базу данных предприятия на стационарных носителях. Аналогично поступают с прибором, подлежащим утилизации.
  4. Каждые 28 дней выгружает данные с карты водителя. После этого ее следует обнулить.
  5. Хранит снятую с прибора и идентификатора информацию в течение года, обеспечив к ним доступ со стороны контролирующих органов.

Сведения об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ передаются в ФБУ «Росавтотранс».


Выгрузка данных

Сброс информации из памяти тахографа и карты водителя осуществляется двумя способами:

  • посредством порта USB на флешку с последующей передачей ее диспетчеру;
  • по GPRS-каналу.

Второй вариант удобен тем, что избавляет шофера от необходимости заезжать на предприятие.

Инструкция по использованию устройства с картой СКЗИ

Работник действует в таком порядке:

  1. Поворачивает ключ, включая зажигание. В этот момент экран тахографа засветится.
  2. Вставляет свою карту чипом вверх в слот № 1 до щелчка.
  3. Вводит ПИН-код. Требуется внимательность: в случае ошибки, повторенной троекратно, прибор заблокируется, и заставить его снова работать можно будет только при помощи PUK-кода. Он указан на конверте для идентификационной карты. Если введен правильный ПИН-код, на экране появится ФИО водителя и время последнего изъятия документа.
  4. Указывает способ времяпрепровождения в течение периода, пока карты не было в слоте (на дисплее появится соответствующий запрос). Например, если шофер отдыхал, он выбирает в меню пункт с изображением кровати. Если занимался ремонтом автомобиля, погрузкой или другой работой - иконку «Гаечный ключ». В некоторых моделях отображаются иные пиктограммы. Чтобы расшифровать их значение, требуется ознакомиться с правилами эксплуатации прибора.
  5. Переходит в главное меню и вводит данные о местоположении и длительности смены.
  6. Аналогично идентифицирует себя напарник, если таковой имеется. Свою карту он вставляет в слот № 2. На запрос прибора о текущем режиме следует выбрать «Гаечный ключ» (работа). Некоторые делают ошибку, указывая «отдых». Пребывание в автомобиле, даже если напарник ничем в это время не занят, идентифицируется как часть рабочего процесса.

После этого водитель запускает двигатель, и машина трогается.

Для него текущий режим назначается автоматически:

  • при включенном зажигании: «работа»;
  • во время движения: «вождение» (изображение руля).

Помимо указанных есть режим «поезд/паром». Его выбирают, когда автомобиль перемещается не своим ходом.

Порядок завершения работы:

  1. Заглушив двигатель, водитель нажимает кнопку под слотом и удерживает ее в течение нескольких секунд.
  2. Подтверждает появившийся на дисплее запрос «Конец периода?» нажатием клавиши «Enter».
  3. Указывает текущее местоположение и предстоящий способ времяпрепровождения («отдых» или «работа»).
  4. Прибор выдвинет карту.
  5. Аналогично поступает сменщик.
  6. Выключают зажигание.

Пользование тахографом без карты является нарушением. На случай утраты или потери работоспособности Приказ № 36 Минтранса предусматривает возможность работы без нее в течение 7 дней или 15, если водитель пребывает в рейсе (приложение 3, пункты 11-13).

В течение этого периода на шофера накладываются обязательства:

  • подать заявление на восстановление карты;
  • распечатывать на тахографе отчет о каждой смене и ставить на обратной стороне свои ФИО, паспортные данные и подпись.

В главном меню доступны следующие действия:

  1. Печать. На бумагу выводятся данные за указанный период по водителю, автомобилю или тахограмма.
  2. Специальные условия. Здесь выбирают режимы «Паром/поезд» или «Вне охвата» (не работает спутниковая система навигации).
  3. Ввод. Выбирают шофера и помощника, задаются начальная и конечная точки маршрута.
  4. Настройки. Задают время, громкость звука, яркость дисплея и т.д.
  5. Телефон. Активируется мобильная связь.
  6. Технические данные. Выводится информация о приборе.

В экстренных случаях следует нажать кнопку «Тревога». Соответствующий сигнал вместе с координатами автомобиля поступит на пульт диспетчера, и тот проинформирует спасателей.

Остались вопросы? 

Звоните по бесплатному номеру 8 804 333 90 55 или получите бесплатную консультацию нашего инженера.

Получить консультацию

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями



Комментарии для сайта Cackle
Продажа карт водителей для тахографов.
ПК "АВТООКА", ИНН 2130211045, КПП 213001001, ОРГН 1192130006155