Данные цифрового тахографа позволяют не только проконтролировать соблюдение водителем режимов труда и отдыха, но и проследить историю самого прибора: когда, кем и на какой транспорт устанавливался, кто выполнял калибровку и т.д. Сохраненные сведения можно распечатать, но потребуется их расшифровка: чтобы уместить отчет на узкой ленте, слова заменены условными обозначениями. Распечатки с цифрового тахографа подлежат расшифровке.
На этапе активации в память прибора вносятся данные, условно разделяемые на группы:
Измеряемые. Это длина окружности ведущих колес (L), отношение фактического пройденного пути к числу импульсов, которые сгенерировал установленный в коробке передач датчик движения (коэффициент W), погрешность встроенного таймера, измерителя скорости и т.д. С каждой новой калибровкой данные могут меняться.
Установочные. Дата, время, обозначение часового пояса (по Гринвичу - UTC, по Москве - GMT+3), параметры звуковых сигналов, данные одометра на момент начала эксплуатации, постоянная тахографа (К).
Идентификационные. Марка автомобиля, модель и год выпуска, VIN и госномер. Сведения об автопредприятии: название, юридический адрес, ИНН, ОГРН. Номера тахографа и блока СКЗИ.
Предупреждающие. Дата следующей калибровки, срок действия цифровой подписи блока средств криптографической защиты информации, характер, громкость световых и звуковых сигналов, сообщающих о необходимости замены модуля шифрования или выгрузки данных.
Ограничивающие. Предельно допустимое значение скорости, временной интервал между калибровками и проч.
В процессе эксплуатации (мониторинга транспорта) цифровой тахограф сохраняет следующие данные:
скорость автомобиля в каждый отрезок времени;
длительность периодов вождения, прочих работ и отдыха;
координаты транспортного средства в системе спутниковой навигации ГЛОНАСС;
отметки о событиях и нарушениях (превышении скорости, отклонении от маршрута, проверке документов инспектором ГИБДД, движении автомобиля без установки личной карты в тахограф, отключении питания самописца длительностью более 100 мс, несоблюдении режима трудовой деятельности).
Эта информация одновременно сохраняется на пластиковом ключе водителя. С каждой калибровкой записываются следующие сведения:
новые измеряемые величины (старые сохраняются);
название и адрес мастерской, выполнившей блок калибровочных работ;
дата процедуры;
номер карты мастерской и срок ее действия.
Все электронные тахографы кодируют данные, что исключает возможность их подмены. Отличие приборов с СКЗИ от ЕСТР (европейского образца) состоит лишь в том, что у первых компоненты системы шифрования объединены в отдельный модуль, а у вторых они являются неотъемлемой частью устройства.
Прибор формирует 7 видов отчетов на бумажном носителе:
Технические данные.
Тахограмму.
Сведения с карты водителя за сутки. Перед формированием отчета прибор запрашивает дату.
То же по автомобилю.
Факты превышения скорости.
События и ошибки с карты водителя.
То же для тахографа.
Отчет «Технические данные» - это подробная история тахографа. Он содержит большой объем сведений, например:
наименование предприятия-изготовителя и дату выпуска;
даты первой и последующей установок с указанием идентификационных параметров автомобилей (VIN и проч.);
список мастерских, выполнявших установку и калибровку, с указанием вносимых изменений;
версию внутреннего модуля;
серийный номер блока средств защиты данных или антимагнитного датчика скорости (для моделей стандарта ЕСТР).
Анализируя эту информацию, инспектор оценивает законность применения устройства на данном транспортном средстве. Тахограмма - это график или список, отображающий изменение скорости и пройденного расстояния в течение времени. На суточной распечатке с карты водителя отображаются данные:
время начала и окончания смены;
продолжительность периодов, когда водитель сидел за рулем, выполнял другие работы и отдыхал;
перечень управляемых машин;
список событий.
В суточной распечатке по автомобилю приводятся те же сведения, но без привязки к водителю. Дополнительно можно просмотреть список всех, кто побывал за рулем машины в течение смены.
Распечатка «События и ошибки водителя» содержит отметки о следующих происшествиях:
начале движения без карты в самописце;
попытке взлома тахографа;
проверке инспектором ГИБДД или другим представителем контролирующих органов (с указанием номера его карты);
сбое питания самописца;
превышении скорости;
сбоях, неисправностях в работе прибора и др.
В отчете «События и ошибки по тахографу» печатаются те же сведения, но для всех водителей. К каждому происшествию прилагается пометка о том, кто в этот момент сидел за рулем.
Водителям грузового и пассажирского транспорта, оснащенного самописцами, выдают персональную идентификационную карту с электронным чипом (пластиковый ключ).
Вставив ее в слот, они проходят процедуру инициализации:
вводят ПИН-код;
указывают, чем занимались до этого момента;
вводят название населенного пункта.
Затем водитель попадает в главное меню, первым пунктом которого значится «Печать».
После нажатия «Ок» открываются следующие подпункты:
«Технические данные».
«Тахограмма».
«Водитель».
«Напарник».
«Автомобиль».
При активации пункта 1 или 2 начинается вывод отчета на бумагу (для печати тахограммы система запросит дату). Через пп. 3-5 пользователь снова попадает в подменю:
«Отчет за сутки»;
«Превышение скорости»;
«События и ошибки».
Остается выбрать необходимый пункт и дождаться печати отчета.
Ширина бумажной ленты составляет всего 57 мм. Отобразить информацию на таком узком носителе в виде текста нет возможности. Придуман универсальный язык символов, одинаковый для всех приборов. Его необходимо выучить, чтобы прочитать отчет.
Ниже приведены выдержки из «словаря»:
Предприятие. Пиктограмма в виде домика.
Инспектор, проверяющий. Изображение головы в фуражке или кепке.
Водитель, сидящий за рулем. Квадрат с точкой посредине. Этот же символ обозначает режим «Управление автомобилем».
Напарник. Квадрат с 1 диагональю.
Мастерская. Изображение молоточка.
Режим «Отдых». Пиктограмма в виде стула, реже кровати.
Режим «Работа, не связанная с вождением» (ремонт, погрузка, прохождение медосвидетельствования и др.). 2 скрещенных гаечных ключа.
Перерыв. Пара жирных вертикальных линий.
Отсутствуют сведения. Знак вопроса означает отказ со стороны пользователя ввести данные.
Слот картридера. Закрашенный прямоугольник. Цифра соответствует номеру слота. Первый - всегда для сидящего за рулем.
Карта водителя. Прямоугольник, закрашенный наполовину.
Время. Значок в виде часов. Рядом прописывается UTC (по Гринвичу), GMT+3 (по Москве) или жирная точка в скобках (местное время по пункту регистрации прибора).
Экран. Прямоугольник без заполнения.
Флешка, ноутбук или иной сторонний носитель, подключаемый через USB-порт. Стрелка, направленная вниз.
Источник питания. Изображение батареи, принятое в физике.
Блок СКЗИ. Значок похож на башню средневекового замка с окном.
Принтер. Перевернутое предыдущее изображение.
Длина окружности ведущего колеса. Значок в виде покрышки.
Транспортное средство. Изображение кабины автомобиля.
Распечатка. Треугольник вершиной вниз.
Производитель. 2 прямоугольника со смежной стороной (квадратная восьмерка).
Некоторые понятия шифруются комбинациями значков. Полный перечень приводится в инструкции к тахографу.
Отчет состоит из нескольких разделов. Они обособлены пунктирной линией. В ее разрыве посередине ленты пропечатывается пиктограмма - заголовок раздела. Например, отчет «Технические данные», как любой документ, начинается символом «Распечатка», затем следуют дата и время.
Ниже отображается пунктирная линия с заголовком посередине, состоящим из 2 пиктограмм: молотка и часов. Это означает «Технические данные». Дальше снова пунктир со значком посередине - «Транспортное средство» (изображение кабины, очертаниями напоминающее литеру «Д»).
Здесь приводятся данные автомашины, на которой самописец установлен. Если она новая, вместо госномера пропечатаются знаки вопроса. Следующий раздел озаглавлен «Производитель» («квадратная восьмерка»). Здесь размещаются данные о компании-изготовителе тахографа, его серийный номер, версия и т.д. Заголовок отчета «Суточные сведения с карты водителя» состоит из символов «24h» и частично закрашенного прямоугольника. Каждый раздел отмечен пунктирной линией.
Это расширение принято для файлов, формируемых контроллером тахографа. Открываются они 2 способами:
специальными компьютерными программами;
считывающим устройством для самописца.
Специализированное программное обеспечение не только открывает файл, предоставляя доступ к данным, но и автоматически анализирует их, выявляя, например, недопустимое сокращение периода отдыха. Без него для выявления некоторых нарушений приходится вести подсчет по распечатке вручную.