Блок СКЗИ - важная часть тахографа. Без него прибор эксплуатировать запрещено. Но относится это только к оборудованию российского производства. Блок СКЗИ - это средство криптографической защиты информации.
Аббревиатура расшифровывается как "средство криптографической защиты информации". В прямоугольный корпус с разъемом для подключения антенны спутниковой связи помещены компоненты:
Изделие устанавливается в специальный отсек тахографа, предназначено только для приборов российского производства.
Выпускается два типа СКЗИ:
Для краткости блок называют криптопроцессором.
СКЗ кодирует сохраняемые тахографом данные, с тем чтобы исключить их подделку или несанкционированное удаление. При поступлении запроса на предоставление информации блок проверяет права пользователя, и если тот имеет доступ, производится обратная расшифровка.
Блок СКЗИ представляет собой компактное устройство, которое устанавливается в специальное гнездо. Каждый владелец имеет идентификационную карту с электронным чипом, содержащим личные данные. Для водителя доступны действия пользователя. Более расширенные права закреплены за картами администратора и мастера.
Реализованные в криптопроцессоре технологии применяются и в оборонной сфере, поэтому они - секретная информация. Оборудованные тахографами с СКЗИ автомобили не могут выезжать за пределы России. Нарушение этого правила приравнивается к разглашению государственной тайны. Контроль за использованием криптопроцессора осуществляет не только Росавтотранс, но и ФСБ.
При вводе в эксплуатацию проделывают действия:
После активации СКЗИ содержит сведения:
Данные не подлежат изменению. То есть установленное в машину устройство не может быть перенесено в другую.
Блок СКЗИ - сменное устройство. Блок СКЗИ используется в тахографе с момента установки и его активации. Он не рассчитан на весь период эксплуатации автомашины и подлежит замене в следующих ситуациях:
В первом пункте речь идет о плановой замене. Она обусловлена двумя факторами:
Снимать отслужившее свое СКЗИ и устанавливать новую могут только сотрудники мастерской, получившей соответствующую лицензию в ФСБ. Устройство подлежит утилизации, но не сразу, а по прошествии года.
В течение этого периода оно хранится на автопредприятии, с тем чтобы контролирующие органы при необходимости могли проверить содержимое.
Уничтожение криптопроцессора проводится в присутствии комиссии в количестве не менее двух человек. Это могут быть сотрудники автопредприятия или лицензированной мастерской. По факту утилизации оформляют документы:
Устройство имеет систему самодиагностики и защиты сигнала. Взамен демонтированного устройства тахограф оснащают новым.
Согласно Приказу №36 Минтранса средствами защиты информации оснащаются все цифровые тахографы отечественного производства. Используемые ранее аналоговые приборы без криптопроцессоров изъяты из эксплуатации с 2018 г. Выпускались и электронные самописцы без СКЗИ, их применение также теперь запрещено.
Другое положение из упомянутого документа гласит: весь грузовой автотранспорт массой более 3,5 т и пассажирский с числом мест для сидения более восьми, курсирующий в пределах России, оснащается тахографами с криптопроцессором. Это не относится к личным машинам - только к работающим на коммерческих рейсах. Поездки без тахографа и СКЗИ либо с неработоспособными приборами являются нарушением закона.
Перевозчики, осуществляющие рейсы в другие государства, наоборот, в отечественном криптопроцессоре не нуждаются. На свои машины они устанавливают тахографы европейского производства стандарта ЕСТР. В них тоже реализована технология шифрования, но на ином принципе.
Водитель передает изготовителю лично, по почте или через интернет в электронном виде пакет документов:
Карта водителя - пластиковая карточка, выданная водителю. На основании обращение организация изготавливает карту и прошивает ее чип всеми необходимыми данными.
Еще на пластик наносится графическая информация:
Время изготовления у разных компаний существенно отличается. Быстрее других справляются московские организации.
Право на выполнение любых работ по обслуживанию, настройке тахографов с СКЗИ и изготовление идентификаторов имеется только у мастерских, получивших разрешение на ведение такой деятельности от Росавтотранса и ФСБ. Оно оформляется в виде лицензии. Исполнитель, не располагающий данным документом, за перечисленные действия несет ответственность перед законом.
Формат и цветовая гамма у обоих вариантов идентичны. Но взаимозаменяемости нет: тахограф с СКЗИ не прочитает карту ЕСТР и наоборот. Причина заключается в применении разных алгоритмов шифрования данных.
Визуальные отличия:
Прочие особенности:
Также по-разному наносится обозначение наличия функции криптографической защиты информации.
Законом оговариваются следующие виды нарушений:
Если виновником нарушения является водитель, его штрафуют на 1-3 тыс. руб. При возложении ответственности на предприятие-перевозчик с него взимают 5-10 тыс. руб.